Сейчас в космосе работает экипаж 50-й основной экспедиции Международной космической станции. На МКС экипаж прибыл при помощи космических кораблей «Союз МС‑02» и «Союз МС‑03». Но мало кто знает, что число 50 имеет ещё один смысл, применительно к данному полёту. Ровно 50 лет назад началась космическая эксплуатация кораблей серии «Союз»!
28 ноября 1966 года был запущен первый космический корабль серии «Союз». Полёт корабля был экспериментальным и беспилотным. По сложившейся в СССР практике, из-за режима секретности, этому космическому кораблю было присвоено наименование-шифр «Космос-133». Полёт корабля продолжался двое суток. На борту находился манекен.
Разработка ракетно-космического комплекса «Союз» стартовала в начале 1960-х в рамках советской лунной программы. Первые три беспилотных пуска «Союза» сопровождались многочисленными неисправностями: «Космос-133» был уничтожен при посадке; второй корабль был потерян при взрыве ракеты-носителя на Байконуре; третий, «Космос-140», не выполнив поставленные задачи и с потерей герметичности спускаемого аппарата приводнился на лед Аральского моря. Несмотря на это, было принято решение о запуске четвертого корабля в пилотируемом варианте. Этот корабль получил наименование «Союз-1». К сожалению, Владимир Комаров, который пилотировал корабль, погиб при посадке из-за отказа парашютной системы.
После аварии корабля Комарова конструкция корабля была полностью переработана и в 1968 году, после нескольких беспилотных, возобновились пилотируемые пуски. С тех пор «Союз» стал незаменимым кораблем для выполнения космических полётов. Настоящей космической лошадкой. Он стал единственным транспортным пилотируемым кораблем для советских программ долговременных орбитальных станций типа «Салют» и «Мир». Без него не обходится обеспечение пилотируемых полётов Международной космической станции. После прекращения полётов шаттлов только «Союз» производит доставку людей на станцию. Всё время существования МКС «Союз» является кораблем-спасателем для основной экспедиции станции.
Сейчас ведутся работы по созданию пилотируемых транспортных кораблей нового поколения и у нас в стране – корабль «Федеранция» – и у наших партнеров – корабли «Орион» и «Драгон». Но до начала их пилотируемых полётов ещё далеко. Поэтому корабль «Союз» не уходит на пенсию.
За время эксплуатации космических кораблей «Союз» было создано несколько его модификаций:
«Союз» – пилотируемые корабли первого поколения. У него была отдельная модификация для осуществления совместного советско-американского полёта по программе «Союз»-«Аполлон» в 1975 году. Использовался для автономных полетов в космос и в качестве средства доставки экипажей к советским долговременным орбитальным станциям «Салют-1»…«Салют-6».
«Союз-Т» – усовершенствованный космический корабль, который позволил вернуться к первоначальному проекту с возможностью полёта трех человек (в скафандрах). После катастрофы космического корабля «Союз-11» все советские космические корабли летали с экипажами по 2 человека. Использовался для полётов экипажей к советским станциям «Салют-6», «Салют-7» и «Мир».
«Союз-ТМ» – корабль с новой двигательной установкой, позволяющей совершать длительные полеты с орбитальным маневрированием. Использовался для полётов экипажей к станции «Мир» и МКС.
«Союз-ТМА» – (А-антропометрический) корабль, с расширенным диапазоном антропометрических параметров членов экипажа. Доработка выполнена для того, чтобы привести возможности корабля к полётам людей, отобранных по американской космической программы, у которой был более широкий диапазон возможных антропометрических параметров для кандидатов к космическому полету. Использовался для полётов экипажей к МКС.
«Союз-ТМА-М» – серия кораблей с модифицированным бортовым приборным комплексом. Использовался для полётов экипажей к МКС.
«Союз МС» – серия кораблей с модифицированным бортовым приборным комплексом. Используется для полётов экипажей к МКС. Будет основным пилотируемым кораблём Российской Федерации до начала полётов кораблей нового поколения «Федерация».