Новости и статьи
Новости и статьи
Опубликовано Сергей Чуприна

«Белая» ракета. Рассказываем, как «Союз-2.1а» поменяла свой цвет и улетела


Успешный, хоть и перенесенный из-за сбоя автоматики на сутки, запуск «Союза-2.1а» с нового космодрома «Восточный», продолжает будоражить умы и сердца любителей и окололюбителей космоса. Часть читателей и зрителей Рунета вовсю спорит о том, почему ракета перед стартом вдруг «побелела», и был ли вообще старт с «Восточного»? Давайте разберемся, – от стыда или страха могучая ракета изменила свой цвет, и попытаемся найти этому правильное объяснение.

Белеет после заправки ракета не полностью, а только ее борта, примыкающие к кислородным бакам. Температура жидкого кислорода ниже -183 °С, а теплозащита на баках не предусмотрена на это из-за экономии массы и практической ненадобности, поэтому борта ракеты банально покрываются инеем, т.е. становятся почти белыми. Отсюда выходит, что свой цвет ракета менять все-таки может. Но появляется другой вопрос – а зачем там вообще жидкий кислород?

Жидкостный ракетный двигатель

В настоящее время космические корабли, орбитальные станции и беспилотные спутники Земли выводятся в космос ракетами, оснащенными мощными термохимическими двигателями. Из повседневной практики известно, что в двигателе внутреннего сгорания, топке парового котла – всюду, где происходит сгорание, самое активное участие принимает атмосферный кислород. Без него нет горения. В космическом пространстве воздуха нет, поэтому для работы ракетных двигателей необходимо иметь топливо, содержащее два компонента – горючее и окислитель.

В жидкостных термохимических ракетных двигателях в качестве горючего используется спирт, керосин, бензин, анилин, гидразин, димстилгидразин, жидкий водород, а в качестве окислителя – жидкий кислород, пероксид водорода, азотная кислота, жидкий фтор. Горючее и окислитель для жидкостного ракетного двигателя хранятся раздельно, в специальных баках и под давлением или с помощью насосов подаются в камеру сгорания, где при их соединении развивается температура 3000 – 4500 °С.

Продукты сгорания, расширяясь, приобретают скорость 2500-4500 м/с, создавая реактивную тягу. Чем больше масса и скорость истечения газов, тем больше сила тяги двигателя. Насосы подают топливо к головке двигателя, в которой смонтировано большое число форсунок. Через одни из них в камеру впрыскивается окислитель, через другие – горючее. В любой машине при сгорании топлива образуются большие тепловые потоки, нагревающие стенки двигателя. Если не охлаждать стенки камеры, то она быстро прогорит, из какого бы материала ни была бы сделана. Жидкостный ракетный двигатель, как правило, охлаждают одним из компонентов топлива. Для этого камеру делают двухстеночной. В зазоре между стенками как раз протекает компонент топлива.

Резюмируем

Ракета-носитель «Союз-2.1а» была настоящей, большой, красивой, и перед самым пуском действительно почти белой. А также, именно эта ракета отправилась с нового российского космодрома в космос для того, чтобы помочь блоку выведения «Волга» вывести на орбиту космические аппараты «Ломоносов», «Аист-2Д» и «SamSat-218».


Люблю читать, писать, быстрые машины, автоспорт, Формулу 1 и технологии.