«Ведь какое это счастье — жить на Земле»: интервью с Олесей Туркиной

Команда проекта «Космический Петербург» поговорила с ведущим научным сотрудником Отдела новейших течений Русского Музея, членом Федерации космонавтики России Олесей Владимировной Туркиной. Она поделилась личными «космическими» историями. А также рассказала про советский дизайн. 

Олеся Владимировна Туркина — известная фигура в сфере искусства. На протяжении нескольких десятков лет она курирует различные выставки по всему миру, а также является ведущим научным сотрудником Отдела новейших течений «Русского музея».

Сегодня Олеся Владимировна не только поделилась с нами своими воспоминаниями из детства, но и рассказала о космических собаках и о советских вечеринках.

— Олеся Владимировна, здравствуйте! Вы искусствовед. Расскажите, когда вы впервые погрузились в космическую тему?

— Космос — самая главная тема моего советского детства. Конечно, в прошлом веке все дети играли в космонавтов. Мы с братом — не исключение. В молодости мой отец служил в ракетных войсках, и поэтому про космос мы знали не понаслышке.

Всей семьей мы переехали в Ленинград. Здесь отец преподавал в Академии Можайского, а так как работал там, у него была возможность отвести меня в закрытый музей. Уже в Академии мне говорили, что можно фотографировать, а что нет. Тогда не было мобильных телефонов. Вместо них — плёночные фотоаппараты. Так космос и появился в моей истории, в биографии советского ребёнка, который буквально вырос на этой теме.

— Когда произошло ваше осознанное погружение в космическое пространство?

— К космической теме я обратилась, когда меня пригласили в Германию сделать сообщение о памятниках покорителям пространства. Я изучила, как создавались подобные вещи. Стала погружаться в творчество Тимура Новикова и Сергея Бугаева. Они, как и я, тоже были увлечены космосом.

Время было необычным. Неизведанное стало не только источником вдохновения, но и праздником.

В 1990 году на ВДНХ состоялась творческая вечеринка «Gagarin party», и я стала её участником. Одним из главных организаторов был Тимур Новиков. Тогда из Ленинграда отправлялся целый состав с молодыми людьми, в том числе и с искусствоведами. Было незабываемо.

Кстати, на эти рейвы приглашали космонавтов. Например, Алексея Леонова. Помню, все были рады изменениям, приходу нового времени. Особенно с трепетом относились к молодёжи, которая старалась с уважением относиться к космическому пространству.

— А какие ваши выставки были посвящены космосу?

— На протяжении 1990-х годов я писала статьи, участвовала в конференциях. Уже в 1999 году я организовала выставку, посвященную американскому фотографу Адаму Бартосу в московском «Музее космонавтики».

В 1990-х он отправился в Звёздный городок и сделал трогательные портреты наших космических конструкторов. Были их фотографии и в кабинетах, и в привычной обстановке. Потом Адам Бартос выпустил книгу «Космос: портрет российской космической эры».

В 1999 году я выиграла конкурс. У меня появилась возможность представлять российский павильон на Венецианской биеннале. Для выставки я придумала тему, посвященную космической станции «Мир». Тогда шла речь о том, чтобы её затопить, ведь свое она уже отслужила. Но также говорили и о продолжении срока действия.

— Олеся Владимировна, расскажите поподробнее об этой выставке.

— Проект «Мир: сделан в ХХ веке» курировал всеми известный «мальчик Бананан» из кинофильма «Асса», художник Сергей Бугаев. Он создал большую сферу из фотографий XX века, которая охватывала все пространство российского павильона. Это было невероятно. Все, кто приходил, были восхищены. Кстати, станция «Мир» ещё послужила некоторое время и продолжила свой путь по орбите Земли.

Уже позже, после Венецианской биеннале, меня приняли в члены Федерации космонавтики России, чем я очень горжусь.

— А какие ваши мечты помогла осуществить данная организация?

— Мечты о космосе возникают у людей, которые силой воображения могут оторваться от земной поверхности.

Благодаря организации я смогла познакомиться с Еленой Тимошенковой, правнучкой Константина Циолковского. Ездила неоднократно в Калугу, изучала различные космические музеи в других странах.

— У вас есть книга о космических собачках — первопроходцах космоса. Почему вы выбрали эту тему? И почему книга вышла на английском языке?

— Да, я автор книги «Soviet Space Docs». Но история её создания удивительна.

Идея написания этой книги возникла совершенно случайно. Перед выпуском ко мне обратилось потрясающее британское издательство «Fuel». Они любят русскую культуру, занимаются её пропагандой. В тот момент мне предложили написать книгу про советских космических собак. Но я не биолог. Моя цель — показать влияние животных на советских детей и на весь мир. Я собрала всю информацию, а потом вспомнила, что сама в детстве мечтала быть космической собакой. И, несмотря на трагическую судьбу животных, которые не вернулись на Землю, было стремление собрать как можно больше материалов. Это были и марки, и открытки, и пачки сигарет. Я пыталась показать, как создавался космический мир и что он себя представлял. И, мне кажется, у меня получилось.

— Одна из глав посвящена Белке и Стрелке. Как она повлияла на весь мир?

— Она называется «Первые поп-звёзды».

Дело в том, что в советское время были известные актеры, певцы. Были люди, которым поклонялись. Но самого культа поп-звезд никогда не было. И можно сказать, что на собаках отрепетировали новое явление, которое потом перешло на живых космонавтов.

Я помню, что Белку и Стрелку возили по детским садам и заводам. Про них писали сказки, снимали фильмы. А самое удивительное и приятное, что тогда очень ценились научные знания. Если писали книгу, то очень четко описывали все испытания, этапы полета. Но всё было в меру секретности.

— Но книги нет на русском языке. Планируется ли переиздание?

— На самом деле, книгу полюбили во всех странах. Кто-то плачет при прочтении, кто-то восхищается. Я даже обещала написать продолжение.

На русском языке нет, потому что мне очень нравится её оформление. После ее выхода ко мне обращались издательства, предлагали мне перевод. Мой ответ прост: пожалуйста, публикуйте. Но не все хотят качественно и достойно издавать книги, а мне кажется, что наши космические собаки этого заслужили.

— Как вы думаете, каким образом космические символы прошлого века влияют на молодежную культуру и медиаиндустрию сейчас?

— Моя молодость пришлась на 1990-е. Поэтому я могу сказать, что космические образы сильно повлияли на всё наше поколение.

Поскольку «Федерация космонавтики России» в Санкт-Петербурге занимается онлайн-выставкой, вы прекрасно представляете, что сейчас стратификация общества происходит онлайн. В СССР преобладало живое общение. Мы встречались и ходили в мастерские к художникам.

Я думаю, что из советского поколения, которое пережило перестройку, стоило бы взять то ощущение предстоящего взлёта, ожидание будущего и неведомого. Плюс, космическая сфера глобальная и интернациональная.

А ещё… Добавился один элемент, которого не было в советские годы. Люди стали думать об экологии. Особенно сейчас. Ужасные ливни, наводнения, засухи — всё это последствия небрежного отношения к планете.

— Олеся Владимировна, а у вас есть мечта, связанная с космосом?

— Многие космонавты говорят, что Земля хрупкая.

Иногда я мечтаю, чтобы у каждого землянина была возможность отправиться на орбиту и увидеть собственными глазами хрупкую Землю. Всё для того, чтобы в дальнейшем человек бережно относился к каждому росточку, стебелечку. Ведь какое это счастье — жить на Земле.

В моё время экологической повестки не было. Тогда мы не думали о засухах, наводнениях. К сожалению, сейчас это стало общей глобальной проблемой.

— А как современное искусство реагирует на эту проблему?

— Сейчас вопрос с экологией волнует многих художников.

Израильская художница Яэль Бартана решила спроектировать космический корабль, который смог бы вместить в себе всех людей и унести их с планеты. Она сейчас как раз показывает свои работы на Венецианской биеннале. Её посыл — дать нашей Земле отдохнуть. Кстати, в этой работе она использовала образы и русского авангарда, и немецкого экспрессионизма.

— У вас большое количество организованных выставок. А вы когда-нибудь работали со значками?

— Как с экспонатами нет.

Однако в книге о космических собаках есть значки. Я считаю это важной составляющей. И потом, советский дизайн был оригинальным.

Многие думали, что наша страна была оторвана от всего мира. Казалось, что не было возможностей делать что-то новое и современное. Тем не менее изоляция была плюсом для школы русского авангарда.

В СССР был уникальный дизайн. И все люди, которые были в теме, обожали его. В значках это и проявлялось. Вот казалось бы, всего лишь малая форма, но в них вся вселенная. С такой любовью они сделаны.

Я не собираю значки. Но не могу удержаться от покупки, когда где-то их встречаю. Я понимаю, что коллекционирование — дело серьёзное.

— Сейчас очень много различных арт-проектов, посвященных космической тематике. По вашему мнению, с чем это связано и какова их задача?

— Человечество думает о своём будущем. Идея о заселении Марса не просто так возникла.

Понятно, что сначала будут испытательные станции. Не будет постоянного поселения, потому что страшно. И, к тому же, странно переселяться из рая земного куда-то в неизвестность. Поэтому из-за состояния планеты люди стали действительно не только задумываться о другой жизни, но и исследовать возможности.

Плюс, истощение ресурсов. Кстати, у К. Э. Циолковского были мысли о длительных полетах и поселениях. Он как раз и говорил о расселении на других планетах, причем не только людей, но и всех разумных существ, включая растения. И вот подобное всемирное мышление было свойственно Циолковскому и русскому космизму.

Кстати, сейчас поразительным образом заново говорят о постгуманизме. Обсуждают не только технические открытия, но и сами идеи Циолковского.

— Вы видите перспективы развития космических символов и знаков как формы искусства в будущем?

— Да, конечно. Прежде всего из-за того, что мы с вами люди символические. Мы сначала видим знаки, а потом их осознаем.

Безусловно, в дальнейшем всё будет меняться. Посмотрите сейчас на фантастику: Ефремов, Стругацкие. Они не пишут, какое должно быть искусство, потому что не могут его предсказать. Однако в их работах появляются символы, так как это естественно.

Сейчас мир виртуальный. Обязательно должны появляться новые знаки, которые мы будем моментально считывать.

— В прошлом году в «Русском музее» были организованы онлайн-лекции, посвящённые Дню Космонавтики. А можем ли мы ждать в будущем подобное?

— В «Русском музее» была целая выставка, посвященная русскому космизму. А также здесь находится великолепная коллекция работ. У нас даже есть картины первого художника, оторвавшегося от Земли, Казимира Малевича. Поэтому очень надеюсь, что да.

Авторы статьи:
Вера Скиданенко
Анна Терновская
Одилия Барбачева
Вероника Патеева